Предыдущая Следующая
Показать среду на
общем плане несложно. Но, сделав это, кинооператор должен следить, чтобы опознавательные
признаки среды включались в композиции средних и крупных планов, из которых
состоит эпизод. Потеря этих признаков может нарушить органическое единство
материала.
Кадр 56
Кадр 57, а — пример
неточного решения, которое привело к тому, что ощущение воздушной среды, находящейся
под ногами парашютиста, исчезло и план в значительной степени утратил
эмоциональный характер. Бели бы кинооператор показал в нижней части
композиции далекий горизонт, то на экране появились бы пространственные ориентиры,
стало бы ясно, на какой высоте находится вертолет и при тех же самых
изобразительных компонентах кадр приобрел иную эмоциональную окраску. B данном варианте он не выразил
главного — на картинной плоскости исчезло противопоставление героя окружающей
его среде. Кадр 57, б, напротив, выявляет это противоборство в полной мере.
План с таким операторским решением войдет в любой эпизод об альпинистах, не
снижая, а, наоборот, увеличивая эмоциональное напряжение на экране.
Ha рис. 9 показаны варианты различного
отношения к работе над фоном. B первом случае все композиционные
построения выполнены в едином изобразительном ключе. Ha переднем и крупном планах видны те элементы среды,
которые заявлены на общем плане. Такой материал легко монтируется, и все кадры
отвечают единому замыслу.
Bo втором случае кинооператор явно
следил за поведением главных действующих лиц и не обращал внимания на то, что
происходило на фоне. B итоге фон средних и крупных планов
лишен элементов динамики, что затруднит их монтаж с общими планами. B этом материале ощущение единства
среды может не состояться.
Кроме визуальной
характеристики среды общие планы являются поводом для звукового оформления эпизода
реальными шумами, так как на них обычно виден источник звука.
Кадр 57
Предыдущая Следующая