Предыдущая Следующая
Такой интерьер рисует
читателю H. В. Гоголь, рассказывая о визите
Чичикова к помещику Манилову. Ho вот герой 4Мертвых душ» едет
дальше:
«...В углу гостиной
стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.
Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, —
словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!»
От Собакевича Павел
Иванович Чичиков отправляется дальше:
«...Из сеней он попал
в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под щели,
находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и
был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило
мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. Ha одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с
ним часы с остановившимся маятником».
Так началась встреча
Чичикова с Плюшкиным. Что это — рассказы о комнатах и мебели? Нет, это рассказы
о хозяевах этих комнат, об их вкусах, привычках, об образе их жизни.
Теория литературы
знает этот прием давным-давно и называет его «ретардация» — от латинского слова
«retardatio», — что значит запаздывание,
замедление. Действительно, включение текста, отвлекающего читателя от прямого
развития фабулы, казалось бы, нарушает стройность всего произведения. Ho на самом деле такие отступления
являются смысловым дополнением и по-своему объясняют характер героев.
To же происходит и в кинематографе.
Кинооператор, который внимательно анализирует связи своего героя с окружающей
средой, всегда находит возможность показать пейзаж или интерьер для более
полной характеристики действующих лиц кинофильма.
Кадр 56 — уже
знакомый нам портрет сталевара. Если кинооператор ограничится такими планами и
не подумает о показе обстановки, в которой трудятся металлурги (кадры 56, б,
в), то образ главного героя будет обеднен, как бы интересна и значительна ни
оказалась основная часть материала.
Предыдущая Следующая