Предыдущая Следующая
Как и где искать
материал, характеризующий среду, в которой находятся киногерои?
Какую долю этот
материал должен занимать в сюжете?
Какими съемочными
приемами подчеркнуть специфические признаки обстановки?
Все это вопросы, на
которые с первого взгляда ответить сложно. Между тем ответы на них можно получить»
если взглянуть на окружающее пространство глазами действующих лиц, исходить из
их интересов и характеров. Такая позиция кинооператора во многом гарантирует
ему правильность изобразительного решения.
Конечно, все зависит
от конкретной задачи, но в любом случае самой убедительной композицией, объединяющей
героя и среду, будет план, где они присутствуют вместе. Это могут быть
общеплановые и среднеплановые построения, в которых люди действуют на фоне
среды. Это может быть панорама с героя на окружающее его пространство или,
наоборот, панорамирование с участка этого пространства на героя. Это может быть
и показ среды «субъективной камерой» с точки зрения героя. Такой прием
интересен тем, что в нем создается иллюзия личного восприятия окружающей среды
героем фильма.
Пространство,
окружающее действующих лиц, всегда имеет свои опознавательные признаки. Обычно
в нем находятся предметы, с которыми взаимодействует герой, которые оказывают
то или иное влияние на его поведение и настроение, а иногда являются
результатом его действий. Появляясь на экране, окружающая обстановка дает
дополнительные штрихи к образу героя. Этим приемом до кинематографа широко пользовалась
литература. Авторы описывали среду, в которой действуют персонажи, а читатель
буквально «видел» пейзажи и интерьеры.
«В гостиной стояла
прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно,
стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты
просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз
предостерегал своего гостя словами: «He садитесь на эти кресла, они еще не
готовы». B иной комнате и вовсе не было
мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно
будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель».
Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя
античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился
какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале,
хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги».
Предыдущая Следующая