Предыдущая Следующая
Композиция кадра при
детализации всегда предельно лаконична. Ha картинной плоскости остается только то, что
выражает главную мысль эпизода.
Если взять содержание
кадра 53 за основу эпизода, при съемке которого кинооператор захочет показать
выразительную деталь, то как он будет действовать? Вероятно, он снимет общие,
средние и крупные планы, а потом обратит внимание на букетик живых цветов,
положенный на каменный обелиск, на боевые медали стоящей около обелиска женщины
и на дату, выбитую на каменной плите.
Каждый режиссер тоже
может использовать снятую деталь по-своему. Один начнет с нее весь эпизод. Другой,
наоборот, закончит эпизод показом детали. Третий может включить укрупнение в
середину монтажной фразы.
A что будет обозначать такой кадр?
Тут двух толкований
быть не может.
Кадр 53
Снятая деталь скажет
о скорби по погибшим, о памяти.
Случайное укрупнение
масштаба, не выражающее никакой мысли, лишь отвлекает внимание зрителя, и таких
ошибок следует избегать. Важно, чтобы, выбирая деталь, кинооператор отдавал
себе отчет, что он укрупняет не предмет, а смысл, подчеркивает эмоцию, создает
образ.
Художник палеолита не
укрупнил ни одной детали. Это понятно, он стоял у истоков изобразительного искусства.
Если бы он обладал нашим опытом и имел в руках кинокамеру, то он, конечно,
обратил бы внимание на живописные детали, которые его окружали. Можно представить,
как эффектно выглядела бы после общего плана лесотундры панорама, которая
начиналась бы с волосатой ручищи, держащей копье, а потом шла бы по древку
копья и оканчивалась на каменном наконечнике, привязанном звериными жилами.
Оружие наших предков...
O чем сказала бы эта деталь?
Внешне — о технологии охоты. A по сути — о времени, в котором
живут действующие на экране люди, об их отваге и неукротимой энергии.
A вот другое время и другое
оружие: герой фильма «Проверка на дорогах» бывший сержант Советской Армии
Лазарев расстрелял все ленты, обороняясь от фашистов. Задание партизан
выполнено. Лазареву остается одно — уходить. Он бросает на снег ставший
ненужным немецкий пулемет. Снег под ним мгновенно подтаивает и над стволом вскидывается
облачко пара. Эта деталь говорит не только о том, что кожух пулемета
раскалился. Главное впечатление от кадра — вот каким жарким был бой, во время
которого Лазарев один бился против целой воинской части гитлеровцев.
Предыдущая Следующая