Предыдущая Следующая
Потом на экране
появляется другая деталь — крупно, во весь кадр, медные трубы. Камера
отъезжает. По улицам немецкого городка, вывесившего белые флаги, едет маленький
грузовик с оркестром и идут колонны советских солдат.
Жерла труб на экране
— это Победа, которая уже близка и в достижение которой вложил свою долю — свою
жизнь — и бывший сержант Лазарев, искупивший свою вину перед Родиной.
И не стоит упрекать
пещерного художника в том, что он не смог изобразить ни одной детали. Чтобы
увидеть ее, он должен был научиться анализировать жизненные процессы и явления,
видеть зависимости между целым и его частями, пони мать, что такое переносное
значение факта, слова, предмета.
— A кстати, что такое «переносное
значение»? — мог спросить художник палеолита.
— Видишь кадр
54? — ответили бы мы вопросом на вопрос. — Что! на нем изображено?
— Палка, а на
ней кусок материи, — сказал бы предок.
Он был бы совершенно
прав. Он видел именно это. Он не мог мыслить абстрактно и не мог понять, что
это флаг, не мог связать появление флага с теми боями, которые недавно гремели
в разбитом и опаленном войной городе, и не мог бы уяснить себе, что флаг над
городом — результат воинского подвига.
— Нет, это не
кусок материи, — сказали бы мы. — Это образ Победы...
A. A. Иванов. Явление Христа народу
Ha полотне художника создана целая
система взглядов, которые выражают сложнейшую гамму человеческих переживаний,
— от уверенности и надежды до сомнений и отрицания. И все они прямо или
косвенно обращены к сюжетно-композиционному центру — к маленькой фигуре, идущей
навстречу собравшимся людям...
Художник может
«заставить» своих героев взглянуть в глаза зрителю, и тогда между портретом и
человеком, стоящим перед изображением, установится контакт, как это происходит
с фаюмскими портретами, написанными безвестными древнеегипетскими мастерами
почти две тысячи лет назад...
Предыдущая Следующая