Предыдущая Следующая
да, кстати к тому,
образец чугуна».
Мы можем не ставить
рядом и не сравнивать восемнадцатилетнего Онегина и его сверстницу — комсомолку
Лизу. Чтобы узнать их отношение к жизни, выяснить круг их интересов,
достаточно поглядеть на вещи, которые их окружают.
Деталь — это
укрупнение предмета, показывая который кинооператор заостряет внимание зрителей
на главной идее изобразительной информации. Деталь может характеризовать
героя и выражать отвлеченное понятие, но она всегда материальный объект,
связанный с человеком.
Триптих «Новеллы
маминой хаты» (кадры 52) состоит из общего и среднего планов, подкрепленных деталью.
O чем говорят старые потрескавшиеся
бревна, простоявшие, может быть, не одно столетие, пережившие несколько
поколений? Чуткому зрителю, обладающему воображением, понимающему язык кино,
торцы старых бревен расскажут не о крепости дерева, а прежде всего о тех
людях, которые заботливо и умело клали сруб человеческого жилья и думали не
только о себе, но и о своих детях, внуках и правнуках. И еще об извечной тяге
человека к мирному ТРУДУ> спокойной жизни на своей земле!
Где искать
изобразительный материал для детали? Он в той обстановке, которая окружает
киногероев, в наборе предметов, которыми они пользуются, в жестах людей, совершающих
какие-то действия.
Деталь — это не
просто укрупнение масштаба. Основу для ее появления должен диктовать смысл,
который ей придается. Детализация — это изобразительный акцент, выражающий
мнение автора, причем де таль не просто дополняет круг сведений о событиях и
людях, она является главным изобразительным комментарием, в котором
сконцентрирована сущность происходящего действия, факта, явления.
Кадр 52
Поэтому кадр, где
снята деталь, может быть гораздо выразительнее других масштабных единиц. Детали
может быть подвластно то, что не под силу ни общему, ни среднему, ни крупному
планам. Это объясняется тем, что кинооператор оставляет за рамками
видоискателя все, кроме одной конкретной информации, которая появляется как
изобразительное толкование основной идеи. Показав характерную деталь, автор
может выявить тончайшие причинно-следственные зависимости, дать емкий образ,
близкий к кинометафоре, киносимволу.
Предыдущая Следующая