Предыдущая Следующая
Гребенки
Евгения Онегина
Иногда кинооператор,
сняв кадр, укрупняет какую-то часть скомпонованной композиции, выделяя таким
образом изображение, которое помогает дальнейшему развитию мысли.
Речь идет о
предметном мире, окружающем героя, и укрупнении вещей, на которые следует
обратить внимание. Этот прием верно служит кинематографистам, да и не только им
одним.
«Янтарь на трубках
Цареграда.
Фарфор и бронза на
столе,
И, чувств изнеженных
отрада,
Духи в граненом
хрустале;
Гребенки, пилочки
стальные,
Прямые ножницы,
кривые,
И щетки тридцати
родов
И для ногтей и для
зубов».
Что это за
перечисление? A это предметы, которые «украшали
кабинет философа в осьмнадцать лет» — Евгения Онегина. Для чего Александру
Сергеевичу Пушкину понадобилось разглядывать комнату своего героя, да еще
заниматься перечислением всего, что он там увидел? Конечно, для того, чтобы
читатели еще лучше поняли, что за человек Онегин. Ведь вещи, которые его
окружают, — это круг его интересов, образ его жизни, составные части его
психологического портрета. И наверное, делая кинофильм о Евгении Онегине,
режиссер и кинооператор не оставили бы без внимания эти строки. Bсe упомянутые детали были бы сняты и показаны на
экране для дополнительной характеристики пушкинского героя.
A вот другие предметы, принадлежавшие
героине поэмы «Строгая любовь», жившей по воле Ярослава Смелякова в двадцатые
годы нашего столетия в молодой Советской России и не расстававшейся со своим
портфельчиком из «свирепого лже крокодила»:
«В его отделеньях,
жестоких и темных,
хозяйка хранила
немало добра:
любительский снимок
курящейся домны,
потершийся оттиск
большого копра.
...Но не было там ни
бесстыжей помады,
ни скромненькой
ленты, ни терпких духов,
ни светлого зеркальца
— тихой отрады
всех девушек новых и
древних веков.
Скорей бы ответили
общему тону
портфель, как посумок
набив до полна,
полфунта гвоздей, да
десяток патронов,
Предыдущая Следующая