Предыдущая Следующая
Bo время события любой жест может
возникнуть совершенно неожиданно для кинооператора. Это вполне естественно при
репортажной съемке. Опытный кинохроникер, встретившись с таким «подарком
судьбы», всегда реагирует на него, стремясь получить максимум смысловой и
эмоциональной изобразительной информации и понимая, что материал
приобретает новое качество. Так, например, если у кинооператора, снимающего
боксерское состязание, есть оптика с переменным фокусным расстоянием, то он
может выделить жест секунданта при помощи «наезда», укрупнив этот жест. Такое
изобразительное решение будет более ярким, чем длинный средний план с обоими
участниками действия, показанными в одном масштабе. Кулак, показанный во весь
кадр, превратится в образ всей спортивной схватки, какова бы ни была ее
протяженность и каким бы ни был ее исход. «Наезд» на кулак — это авторское предложение
оценить нацеленность на победу обоих участников: и боксера и его секунданта.
Это выражение их духовной связи друг с другом, а кроме того, это еще и
характеристика противника, победить которого можно . только в упорном бою!
Кадр 51
«Рука — верхняя
конечность человека...» — так написано в Большой советской энциклопедии. Там
сказано, что она — орган труда и ее развитие «обусловило качественную
перестройку человеческого мозга». Связанная с самой разной деятельностью рука
не могла не стать инструментом общения. Наши далекие предки использовали руку
для передачи знаков, в которых «собеседник» каждый раз мог четко и недвусмысленно
уловить информацию, которую вкладывал в свои жесты другой человек. A когда появилась речь, жест не
утратил своего значения и своей выразительности.
— У нас в
пещере язык жестов был куда выразительнее языка слов, — несомненно, сказал бы
косматый пращур. — A вообще-то тот, кто научится
понимать и снимать на кинопленку красноречивые жесты, станет отличным
кинооператором. Ведь в кинематографе все-таки главное не звук, а изображение!
Предыдущая Следующая