Предыдущая Следующая
Кадр 50
Внутренняя подготовка
и развитие самого жеста — это материал, без которого показ героя теряет
очень многое. Конечно, для того чтобы такие моменты попадали на пленку,
кинооператор должен очень внимательно относиться к выбору объектов съемки и
терпеливо наблюдать за ними.
Каждый жест всегда
вызван определенной причиной, и поэтому его характер всегда специфичен. Он может
быть сигналом горя и радости, удивления и негодования. Значимость жеста как
выразительного средства заключается в том, что он является следствием внутренних
психологических процессов, которые оканчиваются реакцией человека на
происходящее событие. Поэтому жест лаконичен и отражает те мысли и чувства,
которые в данный момент испытывает герой.
Пожалуй, один из
самых выразительных жестов, дающих психологическую характеристику героя, —
движение руки банкира В. О. Гиршмана с портрета, сделанного В. А. Серовым.
Пальцы, запущенные в жилетный карман, вот-вот вынут то ли ассигнацию, то ли
визитную карточку, но что бы ни появилось из недр банкировского одеяния, будет
передано собеседнику барственно-пренебрежительным мановением руки. Серов
прекрасно связал начало жеста с выражением лица своего героя. И то и другое
характеризует суть человека, для которого «голый чистоган» — основа всех
взаимоотношений. Жест появился не по произволу автора, его внушила художнику
модель! Это почувствовал и сам заказчик, выразивший желание, чтобы рисунок был
переделан. Ho Серов, по свидетельству его
дочери, наотрез отказался что-либо менять: «Либо так, либо никак!»
Жест, схваченный в
кадре 51, дает возможность выявить не только характер одного человека, как это
произошло на серовском полотне, но и прокомментировать целое событие. Рука
спортивного секунданта, сжатая в кулак, говорит о непримиримости противников, о
необходимости «собрать в кулак» волю и настроиться на победу. При такой изобразительной
трактовке перерыв между раундами вовсе не снизил накала, в котором идет бой.
Предыдущая Следующая