Предыдущая Следующая
И наконец, объект
может быть показан с такими искажениями, что истинная картина приобретет противоположный
смысл.
— Вы затронули
проблему содержания и формы? — спросил бы пещерный художник, если бы он знал
искусствоведческие термины.
— Да, —
сказали бы мы. — Проблему, от правильного решения которой в большой степени
зависит успех или неудача автора.
Форма — это структура
художественного произведения, созданная изобразительно - выразительными
средствами для выявления содержания. Содержание и форма существуют в тесном
единстве. Это значит, что выбор изобразительных средств и технических приемов,
от которых зависит форма произведения, определяется особенностями жизненного
материала и авторским осмыслением этого материала.
Для кинооператора
содержание и форма — это не отвлеченные философские категории, а вполне конкретная
тема фильма и способ ее превращения в зрительные образы.
Связь формы и
содержания — один из важнейших законов художественного творчества. Если автор
не уловил их зависимость, то он потерпит неудачу. Получится так, что очень
важная, интересная тема будет показана сухо и невыразительно или неполноценное
содержание будет показано так ярко, что за внешним оформлением совершенно
потеряется основной смысл происходящего.
B кинематографе художественная
форма — это и сюжет, придуманный автором сценария, и монтажное построение
эпизодов, и все зрительные и звуковые средства, из которых складывается фильм.
Композиция кадра — одно из таких средств, дающих возможность раскрыть содержание.
— Ну а что
значит «раскрыть содержание»? — мог спросить нас художник палеолита. — Что
значит «соответствие содержания и формы»?
— Уважаемый
коллега... — начали бы мы, и пришлось бы задуматься.
Вопрос о
взаимозависимости формы и содержания очень сложный.
Что мы снимаем, когда
наводим на фокус и пускаем камеру? Ведь на кинопленке фиксируется лишь внешний
облик предмета, явления, события, а как передать на экране внутренний смысл
происходящего? Ведь внешнее не всегда характеризует главные, основополагающие
черты объекта. Иногда разглядеть это главное за наружным видом очень и очень
непросто. У каждого объекта бесчисленное множество внешних признаков. И автор,
который не думает над тем, какие из них основные, а какие — второстепенные,
может увлечься показом случайных деталей и не передать главного. Содержание
кадра, эпизода или фильма может оказаться совсем иным по сравнению с истинным
положением вещей.
Предыдущая Следующая