Предыдущая Следующая
— A если виноват зритель? Если он не
в состоянии увидеть и оценить очевидные вещи? — спросили бы мы.
— A тогда зрителю не стоило ходить в
кино и тратиться на билет...
Какой ответ
правомерен? И тот и другой. Все зависит от конкретного случая. Ho в обоих случаях затронута
важнейшая проблема — субъективный момент творческого процесса и субъективное
восприятие произведения искусства. Сколько авторов, столько и идей. Сколько
зрителей, столько и оценок. Как тут быть? Могут ли прийти к единой точке
зрения два человека, каждый из которых мыслит вполне самостоятельно? Могут. Все
зависит от их способности проникать в суть вещей, процессов, характеров. Если
два собеседника исходят только из своих капризов и амбиций — контакта между
ними никогда не будет. Ho если, несмотря на различия их
убеждений, они оба будут озабочены одним: возможно глубже проникнуть в суть
происходящих событий, то точек для взаимопонимания будет тем больше, чем
внимательнее будет анализ.
Кинематографист и
зритель — это две позиции, от которых зависит судьба произведения искусства.
Кинематографист
вкладывает в свое произведение определенное содержание, и, конечно, он хочет,
чтобы зритель понял, о чем идет речь. Поэтому не только тот, кто делает фильм,
должен изучать теорию кино, но и зрителю следует знать основы киноязыка для
того, чтобы воспринимать мысль и чувство, выраженные экранным изображением.
Вглубь
факта
B руках у кинематографистов техника,
которая, казалось бы, всегда дает подлинную картину окружающего: кинооператор
нажал на кнопку, пленка передала все, что происходило перед камерой, и правда
жизни воссоздана. Ho на самом деле это не так.
Результаты съемки могут быть самыми разными, в зависимости от замысла и
способности автора.
Объект съемки может
быть показан серией кадров, из которых сложится ясная и правдивая киномодель
жизненного факта.
Объект может быть
показан случайным набором кадров, не объясняющих, в чем характерные черты
происходившего.
Предыдущая Следующая