Предыдущая Следующая
Если бы кинооператор
задумал снять этот сюжет, то ему, как и художнику, пришлось бы решить целый
ряд вопросов, от которых зависит композиция будущего произведения. Как
расположить массовку, изображающую толпу? Какой масштаб выбрать для показа
всей сцены? B каком ракурсе вести съемку? Как
добиться, чтобы лицо Морозовой не потерялось на фоне других компонентов
композиции? Как сделать, чтобы четко прочитался жест опальной боярыни? Какой
должна быть вся композиционная конструкция в начале съемочного плана, когда
сани еще не вошли в кадр, а какой — в конце, когда сани проедут и толпа
побежит вслед за ними?
Конечно, кинооператор
и художник исходят из разных принципов: у одного композиция состоит из двигающихся
компонентов, у другого — из неподвижных. Ho кинокомпозиция и композиция картины зависят от
законов и закономерностей, которые определяются физиологией нашего зрения,
способностью человеческого мозга к анализу зрительных впечатлений, получаемых
из окружающей действительности.
Когда-то отец
кибернетики Норберт Винер задал себе простой, но основополагающий вопрос: «Зачем
нужна вся та информация, которая непрерывно передается по всевозможным каналам
связи в живых организмах, в сообществах разумных (и неразумных) существ и в
созданных человеком технических системах?» Ответ был таким: информация нужна
для управления.
Кинематограф в этом
плане не исключение. Все, что сообщает зрителю экран, влияет на психику человека,
сидящего в зале, а это и есть тот самый момент управления, ради которого творит
художник. Разделит или не разделит зритель авторскую позицию — это другой вопрос,
но в любом случае он подчинится инициативе автора, даже если потом вступит с
ним в полемику. Ho как быть, если между ними не
возникает взаимопонимания?
— Если они не
поняли друг друга, то автору не следовало снимать свой фильм, — мог сказать
пещерный художник.
Предыдущая Следующая