Предыдущая Следующая
— Ну и начните
с 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер дали свой первый киносеанс в Париже
на бульваре Капуцинов. Ведь это и есть день рождения кинематографа? — сказал бы
предок.
— Да, день
рождения кинематографа, — согласились бы мы. — Ho все-таки начнем чуть пораньше. Когда зародилось
изобразительное искусство?
— He знаю, — сознался бы предок,
A между прочим, оно как раз и
зарождалось в его пещере на той самой стене, на которой он рисовал мамонтов.
Фигуры животных показывают нам, как воспринимал окружающий мир человек
палеолитической эпохи. Меткость и острота его наблюдений были вызваны тем, что
вся его жизнь зависела от умения выследить добычу, от знания звериных повадок.
Охота была трудовой деятельностью первобытных людей, и ученые говорят, что
решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд.
Рисунки нашего
далекого предка — начальная стадия изобразительного мастерства. Пещерному
художнику удалось многое, но скомпоновать свои произведения композиционно он не
мог. Его примитивный мозг не справлялся с этой задачей.
Учение о композиции
родилось много-много тысяч лет спустя. Его основы были заложены в трудах античного
философа и ученого Аристотеля. Великий грек начал с разбора литературных
текстов, а потом были открыты композиционные закономерности в других видах искусств.
Работа над
композиционным решением — это явление трудно поддающееся изучению. B одном из писем В. И. Сурикова
можно прочитать такие строки: «Главное для меня композиция. Тут есть какой-то
твердый, неумолимый закон, который можно только чутьём угадать, но который до
того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или
лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию ».
Вспоминая, как Лев
Толстой посетил его мастерскую, Суриков записал: «А мне Толстой с женой,
когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает».
A там ничего убавить нельзя — сани
не поедут».
Предыдущая Следующая