Предыдущая Следующая
И мы рассказали бы
нашему предку, как молодой и неопытный кинооператор дважды снимал один и тот
же эпизод для документального фильма «Повесть о нефтяниках Каспия».
...Старые,
заброшенные, отслужившие свое пароходы стоят на мелководье около берега.
Кладбище кораблей.
Ho вот к неподвижным ветеранам
подходит бойкий буксир. Ha пустынные палубы поднимаются
моряки, закрепляют поданные тросы. Раздаются слова команд, буксир дает гудок.
Караван старых судов медленно трогается и исчезает за горизонтом.
Семь старых,
отслуживших свое пароходов, были затоплены на мелководье и образовали остров,
с которого начался всемирно известный морской нефтепромысел «Нефтяные Камни».
— Ну что это
вы наснимали, Сережа? — неодобрительно спросил режиссер фильма Роман Лазаревич
Кармен, когда просмотрел материал.
— Вот... —
неуверенно сказал оператор. — Взяли на буксир. Повели в море.
— Вы сняли
конкретный факт, не подумав о его причинах и его значении, — объяснил Кармен. —
Вы не задумались о сути того, что происходило перед вашими глазами. Вы не
увидели главного, не истолковали зрителю этот факт, а потому материал
неэмоционален и неинтересен.
Оператор промолчал.
— Переснимите
эпизод, — предложил Кармен. — И когда поведут второй караван, покажите не
ржавые корпуса, а щемящую душу тоску, трагедию одиночества. Пусть зрителю
станет жалко каждое судно. Жалко до слез. Нам нужен зрительный образ, а не
основа для дикторского текста.
Суть этого эпизода в
том, что корабли имеют прошлое, у них свои судьбы. Ведь когда-то они шли навстречу
штормам, на их палубах кипела жизнь, внутри этих ржавых коробок бились
могучие сердца судовых машин. И они «не могут забыть» всего того, что было!
Мертвые суда с живой памятью — вот что следует снять до прихода буксира.
— Понятно, —
сказал оператор.
— A потом покажите не технологию
буксировки, а возвращение корабля к жизни, — продолжал Кармен. — Эти суда
будут снова служить людям! Вот вам ключ ко второй части эпизода. Произошло
библейское чудо — воскрешение из мертвых. Снимите?
Предыдущая Следующая