Предыдущая Следующая
У людей есть вечные
проблемы, и каждый взгляд, обращенный к зрителю, становится открытием, если в
нем отражена духовная жизнь человека.
Кадр 46
И не важно, каким
способом художник остановил время и заглянул в душу своего героя — написал его
красками на полотне, нарисовал на листе картона или зафиксировал на кинопленку.
Взгляд киногероя
может быть обращен не только на людей, окружающих его, он может быть направлен
в кинозал и обращен к зрителю. История живописи знает этот прием, он называется
коммуникабельностью портрета. Документальный кинематограф пользуется им
довольно широко. Обычно такая композиционная конструкция применяется при
синхронных съемках, когда у героя берут интервью. B таких случаях вполне логично обращение киногероя
к зрителю; минуя посредников (кадр 47). Как правило, лицо человека находится в
центре картинной плоскости, и это вовсе не примитивное решение, а желание
максимально приблизить героя к аудитории.
Этот принцип композиции
знали мастера, писавшие в начале нашей эры удивительные портреты, найденные в
египетском оазисе Фаюм.
Кадр 47
Написанные с натуры,
они до сих пор общаются со зрителями, глядя глаза в глаза, и это новаторское
завоевание фаюмских художников стало одним из определяющих признаков многих
портретов грядущих веков.
Вряд ли
кинематографисты заимствовали этот прием у живописи.
Вероятно, все было
по-другому. Стремление сделать кинокадр похожим на реальную жизнь не могло не
натолкнуть на такую игру взглядов. Ведь еще в финальном кадре фильма «Большое
ограбление поезда» шериф направлял пистолет не на актеров, изображавших
преступим ков, а на зрителей, сидящих перед экраном.
Кстати, в жанровых
картинах живописцев участники действия, как правило, общались только друг с
другом, и никто из них не «отвлекался», чтобы бросить взгляд на людей, стоящих
перед картиной. B этом отношении абсолютно
кинематографично смотрится полотно замечательного советского художника E. E. Моисеенко «Красные пришли», где один из бойцов на
скаку «успевает» бросить взгляд на зрителей. Это делает композицию картины
схожей с документальным кинокадром, когда кто-то из людей, за которыми
панорамирует кинооператор, успевает на ходу взглянуть в объектив кинокамеры.
Предыдущая Следующая