Предыдущая Следующая
Фактически взгляд
киногероя он разделяет не только композицию крупного плана, но и содержание
следующего монтажного кадра.
Совершенно очевидно,
что кадр с сидящей женщиной «потребует», чтобы человек, беседующий с ней,
смотрел справа налево, чтобы он был снят с нижней точки и чтобы его лицо
компоновалось в масштабе, сходном тем, в котором показана героиня, вступившая в
диалог.
В нашей речи немало
образных формулировок, касающихся оценки взгляда как выражения человеческих
чувств. «Глаза — зеркало души», «посмотрит — рублем подарит», «уничтожил его
взглядом», о взгляд, который красноречивее слов». Это неудивительно, ученые
говорят о том, что глаза — это «часть мозга, вынесенная наружу», и поэтому-то,
взгляд может передать и мысль и чувство.
B этих поговорках уже заключена
драматургия, так как они заявлены как реакция героя, обращенная к другим людям.
Ho может быть взгляд, не
адресованный никому, обращенный «внутрь себя», и от этого он не становится
менее выразительным. Такой взгляд характерен не драматургией действия, а
драматургией мысли, драматургией психологического состояния героя.
Пятьсот лет назад
перед мольбертом итальянского живописца Бернардино ди Ветто ди Бьяджо стоял
мальчик. Нежное детское лицо, а в глазах — сложный и таинственный момент
узнавания жизни, готовность войти в мир взрослых людей. Еще нет осознания себя
как личности, но есть предчувствие этого состояния. Жизнь только приоткрывалась
этому итальянскому мальчугану, которому художник, названный потом Пинтуриккьо,
подарил долгие столетия общения с людьми нашей планеты. Сколько времени писал
его Пинтуриккьо? Этого никто не знает. Ho нам ясно, что художник не был равнодушен к своей
модели. Мы чувствуем неясность взрослого мастера к ребенку и тонкое понимание
хрупкого духовного мира маленького человека...
A через пять столетий в городе
Москве студент операторского факультета Всесоюзного государственного
института кинематографии Саша Носовский взял фотокамеру «Зенит- Е» и снял свою
племянницу Аленку. Он хотел сделать портрет по учебному курсу «Фотокомпозиция»,
и у него получилось... в сущности, то же самое, что и у Пинтуриккьо! B глазах девочки виден сложный и
таинственный момент узнавания жизни, готовность войти в мир взрослых людей. И
как мальчик, написанный пять веков назад, она еще не осознала себя, но в глазах
— предчувствие... (кадр 46).
Предыдущая Следующая