Предыдущая Следующая
Кадр 44
— Да, — опять
согласились бы мы.
— У нас уже
шел разговор о том, что картина наполнена ожиданием нравственного возрождения
и, конечно, объяснить душевное состояние персонажей нельзя, не показав
причину, вызвавшую эти взгляды.
— Ho что же главное? Взгляды или
центр? Линии внимания или то, куда они направлены? — мог растеряться предок.
— Пожалуй, так
говорить не стоит, — сказали бы мы. — Определим их взаимодействие как
причинно- следственную связь. Ведь причина общей реакции — появление Христа.
Эмоциональное состояние людей, их взгляды — следствие этого появления.
Взгляд человека — это
всегда ре акция. Герой может откликнуться на какое-то действие, может думать о
чем-то сокровенном, но в любом случае его взгляд вызван определенной причиной,
и линия взгляда направлена на какой-то объект, связанный с происходящими
событиями. Именно поэтому человеческий взгляд способен стать элементом
композиции.
Взгляд — это в
конечном итоге уже поступок. Ho в отличие от поступка- действия,
результат которого, как правило, очевиден, взгляд героя позволяет толковать
происходящее более широко, вынуждает зрители домысливать результат, вовлекая
его в активное восприятие изображения.
Лицо женщины (кадр
45) — центр открытой композиции. Человек, на которого устремлен ее взгляд, находится
за пределами картинной плоскости. Дальнейшее развитие эпизода введет этого участника
в поле нашего зрения, линия общения двух персонажей замкнется, соединив оба
кадра в единый смысловой блок, и тогда кадр с сидящей женщиной получит полное
истолкование. A пока этого не случилось, зритель
ожидает, что ему будут даны сведения о втором участнике диалога, и взгляд
героини является своеобразной изобразительной интригой. Линия этого взгляда
должна обрести свое завершение, потому что в нем проявился интерес, причину
которого зрителю хочется узнать, чтобы полнее включиться в действие, про исходящее
на экране.
Предыдущая Следующая