Предыдущая Следующая
Крупный план (кадр
44) объясняет принцип построения композиций такого типа. Портрет выглядит неуравновешенным,
так как нарушено логическое обоснование компоновки изображения. Зрителю не
ясно, в чем смысл правой части картинной плоскости, потому что она не несет
никакой полезной информации и оправдать ее присутствие в поле зрения нечем.
Так же необъяснимо, почему слева, почти вплотную к лицу, проходит граница
кадра, которая воспринимается как известное препятствие и мешает как героине,
так и зрителю. Сидя в просмотровом зале, человек понимает, что для действующих
лиц пространство продолжается за рамками кадра. Ho явная композиционная дисгармония все
равно не устраивает
зрителя, так как он в известной мере отождествляет себя с киногероем и от
появления перед лицом героя жесткого ограничения зритель испытывает неудобство
психологического характера.
Этот принцип
компоновки кадра аналогичен требованию оставить свободной часть картинной
плоскости перед изображением объекта, передвигающегося в пространстве, образно
говоря, чтобы дать ему определенный участок пространства «для движения». B данном случае свободное поле
перед глазами киногероя — это пространство «для видения».
— Подождите,
подождите, — мог прервать нас пещерный живописец. — Что же это получается? Значит,
направление взгляда есть один из элементов композиции?
— Именно так,
— ответили бы мы.
— Всегда и
везде художники учитывали этот важный фактор. Иногда он определяет характер
всего композиционного построения.
Кстати, так бывает не
только на портретах, но и в многофигурных композициях, где действует целая
толпа.
— Вспомним
картину «Явление Христа народу», — мог предложить пещерный предок.
— Отличный
пример, — согласились бы мы. — Ha
этом полотне все мысли и взгляды действующих лиц стянуты к единой центральной
фигуре.
— Ho взгляды сами по себе ничего не
решают, — мог запротестовать предок. — Важно то, что их объединяет. Уберите
идущую фигуру, и что останется? Взгляды останутся, а картины не будет!
Предыдущая Следующая