Предыдущая Следующая
Художник палеолита
так и поступал. Он показывал каждую фигуру целиком, так, как он ее видел. Конечно,
спасибо ему за то, что он изобразил животных, давным-давно исчезнувших с лица
земли. Ho как интересно было бы увидеть
облик его соплеменников, сидящих около костра, или рассмотреть выражения их
лиц, охваченных азартом охоты на какого-нибудь пещерного льва или саблезубого
тигра... Ho наш талантливый предок еще не
понимал обаяния и значения крупного плана. И если бы он снял кинофильм, то изобразительный
ряд его произведения был бы однообразным и мало выразительным, так как он был
бы лишен одного из самых ярких компонентов — портрета киногероя.
«Взгляд
портрета»
У каждого портрета
есть важный ориентир — направление взгляда изображенного человека. Казалось бы,
это не должно определять характер композиционного построения — взгляд не
материален. Лицо, напротив, материально, оно может быть изображено.
Определенную часть картинной плоскости может занять изображение фоновых
деталей, которые тоже материальны. Ho
какую роль в равновесии композиционных компонентов может сыграть человеческий
взгляд?
Кадр 43 показывает
бурового мастера М. П. Каверочкина — одного из героев документального фильма
«Повесть о нефтяниках Каспия», созданного режиссером Р. Карменом. Центр
композиции — лицо Каверочкина — находится в левой части кадра. Чтобы
уравновесить это смещение, в правой части помещена нефтяная вышка, стоящая над
волнами. Каверочкин — морской нефтяник, фон объясняет это со всей ясностью.
Кадр 43
Перед его лицом, в
направлении взгляда, оставлено свободное пространство. Это не случайное решение,
автор учел психологию восприятия изображения. Взгляд героя выражает его
интерес к какому-то объекту, и если перед лицом окажется рамка кадра, то линия
общения человека с окружающей средой как- бы «наткнется» на это препятствие и
создаст ощущение дисгармонии.
Предыдущая Следующая