Предыдущая Следующая
Обычно крупный план —
это лицо человека и фон, который несет дополнительные сведения о герое. Если,
например, в кадре 41 снять школьника максимально крупно, оставив за пределами
картинной плоскости второй план, то пропадут очень важные элементы композиции —
цветы в руках окружающих. Лицо мальчика, обрамленное цветами, — признак того,
что событие происходит именно первого сентября. Если убрать эти детали, то
кадр в известной степени утратит свою эмоциональную окраску.
Кадр 41
— Ho ведь цветы будут видны на других
кадрах этого эпизода, — мог запротестовать пещерный художник.
— Зачем они
нужны еще и на крупном плане?
— Довод
логичен, — сказали бы мы. — Ho речь идет не о логике, а об
эмоциях. Конечно, зритель увидит цветы на планах другой крупности. Потому-то и
следует дать портрет первоклассника именно в окружении цветов. Такое решение
впишет крупный план в общую эмоциональную атмосферу. Дело не в количестве
цветов, а в том, какую роль они играют.
Нередки случаи, когда
кинооператор, увлеченный общей атмосферой события, невнимательно следит за тем,
что происходит на фоне. Кадр 42 явно проигрывает оттого, что вокруг лица юной
героини появились неудачно скомпонованные детские лица, делающие композицию
путаной, невыразительной. B этой ситуации следовало бы
сначала снять общий план, а потом перейти к съемке портретов, чтобы показать
других ребят.
Что происходит вокруг
героя? Сыграют ли детали второго плана какую-то роль в характеристике события,
в характеристике человека, которого снимает кинооператор? Решение этих
вопросов помогает компоновать крупный план, определять его масштаб.
— Ну и зачем
все это нужно? — мог спросить первобытный художник.
— Хотите
показать плавку металла, показывайте эту плавку. Захотите показать спортивные
соревнования, показывайте событие общими и средними планами, на которых все
видно. A к чему рассматривать эти головы
отдельно от туловищ?!
Предыдущая Следующая