Предыдущая Следующая
Кинематографу, чтобы
пробиться к сердцу зрителя, понадобились компенсации, одна из которых — крупный
план. Это была счастливая находка. Укрупнив лицо героя, кинематографисты
максимально приблизили его к зрителю и буквально позволили «заглянуть ему в
душу». Такое общение с актером или с героем документального фильма возможно
только в кинозале и на телеэкране.
Главная задача
крупного плана — установить максимальный контакт зрителя с киногероем. Чтобы ее
выполнить, нужно сконцентрировать внимание зрителей на мимике, на выражении
глаз, а это возможно сделать, только показав лицо крупно. Мысль, высказанная на
крупном плане, всегда сопровождается тончайшими мимическими движениями, и,
только показав их, кинооператор может выявить тот момент «рождения мысли», о
котором говорил советский кинодокументалист Дзига Вертов.
Портрет героя испокон
веков был известен изобразительному искусству. Ho композиционное решение кинематографического
крупного плана имеет свои особенности, B частности, кинооператор нередко берет в кадр героя
при такой крупности, что рамка экрана срезает верх и низ лица, оставляя в поле
зрения одни глаза. Живопись и графика, как правило, отвергли бы такую
композицию, сочтя ее недостаточной (кадр 37).
Кадр 37
Объяснить это просто:
в кино крупный план — всегда часть монтажной фразы и зритель видит героя на
кадрах различного масштаба. Живописные и графические портреты лишены монтажных
связей, художник не может дополнить изобразительную информацию.
— A какая крупность допустима для
экранного портрета? — мог спросить пещерный художник.
— A на этот вопрос, уважаемый
коллега, определенного ответа быть не может, — сказали бы мы. — Приемлема
любая крупность. Можно «резать» как хочешь. Если хочешь, можешь показать только
рот героя, или один глаз, или ухо...
Современный
кинозритель привык к условностям киноязыка и улавливает смысл монтажных связей.
Он не задаст кинооператору вопрос: «А зачем отрубили ухо?» Сидящие в зрительном
зале прекрасно поймут, что показано ухо того человека, который только что
напряженно прислушивался к беседе героев. Но, снимая такие планы,
кинооператор должен помнить, что увеличение крупности уместно тогда, когда
оно чем- то обосновано.
Предыдущая Следующая