Предыдущая Следующая
Кадр 38 — пример
явного невнимания к компоновке изображения. Верхняя часть лица срезана. Это допустимо,
если остальные элементы композиции дают право на такое укрупнение. B данном случае логику
композиционного решения понять нельзя. Ясно, что в первую очередь внимание
привлекут губы, ноздри, шея мальчика, которые находятся в центре картинной
плоскости. Неумение найти место для главного сюжетного материала — а им
являются глаза героя, — нерациональное использование площади экрана делают
этот кадр своеобразным тормозом в изобразительной ткани эпизода. Перенос
сюжетно-композиционного центра под верхнюю кромку кадра мешает монтажной связи
этого плана со следующим, в котором сюжетно- композиционный центр неминуемо
сдвинется вниз. Это приведет к изобразительному скачку, ведущему к
дискомфортности восприятия.
— A что такое «дискомфортность»?
— мог спросить
пещерный предок.
— Представим
себе, что мы смотрим кино и наш взгляд мечется от нижнего края одного кадра к
верхнему следующего, а потом опять к нижнему краю третьего... и так все время.
— Я представил
себе это, — сказал бы предок. — Приятного мало: смотреть очень неудобно.
— B том-то и дело, — согласились бы
мы. — Психологи и медики, изучающие человеческую реакцию на экранное зрелище,
утверждают, что зрителю неудобно рассматривать такие сочетания кадров. Эго и
есть дискомфортность восприятия...
Кадр 38
Крупный план — это
момент, выделенный из жизненной ситуации и сохраняющий причинно-следственные
связи между героем и другими людьми или героем и каким-либо объектом. Ho на крупном плане нельзя показать
причину какого-либо действия. Обычно содержание крупного плана — это реакция
человека на какое-то событие, и, естественно, все его параметры зависят от
этого события, показанного на других кадрах. Крупность плана, направление
взгляда человека, момент, выбранный для съемки, движение камеры — все это
кинооператор определяет в зависимости от содержания тех съемочных кадров,
которые составляют основу эпизода.
Предыдущая Следующая