Предыдущая Следующая
3) принимает
во внимание соотношение масштабов во всем материале.
Если
оператор-документалист или режиссер и кинооператор игрового фильма
ориентируются на эти данные, то в снятом материале проявится авторская оценка
происходящего на экране действия. Ведь масштаб плана это в то же время изобразительный
комментарий его содержания.
Масштабный набор
кадров во многом зависит от темы фильма.
B видовом киноочерке, рассказывающем
о своеобразии какого-либо уголка нашей страны или других районов земного шара,
очевидно, будут преобладать общие планы. Фильм о конкретном человеке, о его
судьбе невозможно решить без значительного количества крупных планов.
Событийный репортаж не сможет получиться удачным без широкого набора
разномасштабных планов, показывающих место, где происходит событие, специфику
действия, лежащего в основе этого события, и участников действия.
Научно-популярный
фильм, иллюстрирующий какие-либо законы природы, часто содержит предельно
крупные планы — «макропланы» и кадры, снятые через микроскоп.
Bo время съемки рекомендуется
следить, чтобы второстепенные персонажи и малозначимые ситуации не были сняты
крупнее более важных. Ведь масштаб плана, как уже упоминалось, — это
своеобразная оценка, данная авторами содержанию кадра. Если значимости объектов
и их изобразительные характеристики не совпадают, это в известной мере путает
зрителя, мешая четкому восприятию снятого материала (рис. 8).
Следует помнить и то,
что разнообразие масштабных составляющих вносит в фильм элемент живописности.
Эго важное обстоятельство. Кино — искусство зрелищное, и яркость
изобразительных решений всегда является достоинством кинопроизведения,
разумеется, если забота о форме не проявляется в ущерб содержанию.
Кадр 36
— Скажите, —
мог спросить нас косматый пращур. — Вам было бы недостаточно, если бы на
киноэкране появились такие мамонты, которых рисовал я? Чтобы они во всех кадрах
оставались в одном масштабе?
Предыдущая Следующая