Предыдущая Следующая
Обычно средний план
выстраивается как закрытая композиция с ясным сюжетным центром и четкими
линиями взаимодействия объектов. Следует иметь в виду, что большое количество
изобразительных компонентов может привести к появлению на среднем плане случайных
изобразительных деталей, которые могут скрыть истинный смысл происходящих
событий.
Кадр 35
Поэтому логика
композиции, строгий отбор действующих лиц правильное определение момента
съемки крайне необходимы при компоновке среднего плана.
Кинооператор игрового
фильма не принимает решение о крупности планов на ходу, так как у него этот
вопрос обсужден с режиссером еще в стадии подготовительного периода.
Оператору-хроникеру заранее не известны ни масштаб планов, ни их чередование в
монтажной цепи, и все решения по поводу крупности кадров он принимает на месте
и нередко самостоятельно, без консультации с режиссером. От его инициативы
зависит многое. Если, например, кинооператор снял на спортивном соревновании
группу бурно реагирующих болельщиков (кадр 36, а), то, зафиксировав этот
удачный план, он сделает большую ошибку, если во время следующего забега не
снимет крупные планы, выбрав из снятых персонажей тех, кто наиболее эмоционален
(кадры 36, б, в, г).
Только при этом
условии снятый материал сложится в эпизод и легко найдет свое место в монтажном
построении фильма. Конечно, крупные планы впоследствии могут и не понадобиться,
это вполне возможно, но хуже, если их не окажется в том случае, когда они будут
необходимы по режиссерскому замыслу.
Кинодокументалист выбирает
масштаб каждого плана в процессе съемки, исходя из конкретных условий, и
обязательно соотносит свой выбор с остальным материалом. Фактически он
одновременно учитывает целый ряд обстоятельств:
1) решает,
какой должна быть крупность снимаемого плана;
2) определяет
соотношение масштабов в том эпизоде, куда войдет снимаемый план, и учитывает
это в дальнейшей работе;
Предыдущая Следующая