Предыдущая Следующая
Если бы леопард был
снят через листья и стебли травы, то бесфокусные пятна, за которыми время от
времени просматривался бы зверь, создали ощущение киносъемки, проведенной из
засады в условиях дикой природы (кадр 30, б). Без «размытого» переднего плана
кадр потерял многое, и монтировать его с материалом, снятым в естественных
условиях, сложно.
Деталь переднего
плана, выбранная с творческим отношением, обязательно становится признаком реальной
ситуации, наталкивает зрителя на определенные выводы, касающиеся места
действия, специфики события.
Кадр 30
Кроме того,
бесфокусный передний план передал ощущение глубинности, подчеркнув расстояние
от съемочной точки до переднеплановых деталей и от них до основного объекта.
Обычно
переднеплановые детали служат вспомогательным элементом композиции. Ho бывают случаи, когда передний
план приобретает особую выразительность, под влиянием которой зритель
рассматривает все остальные компоненты изображения. B кадре 31 главным становится не то, что происходит
за передним планом, а колючая проволока, протянутая между камерой и объектом
съемки. B этой комбинации колючая
проволока не случайный предмет, а условный знак, обозначающий отношение
колониальных властей к порабощенному народу. Проволока перечеркнула человека,
отгородила его от зрителей, находящихся на свободе, и это сделало композицию
драматичной, выявило позицию автора, мысль которого выражена языком
киноизображения. Передний план в таком сочетании превратился в образ.
Кроме статичного
переднего плана в композиционных построениях кинокадра широко применяются динамичные
переднеплановые детали. Они, как и статичные элементы, дают дополнительные характеристики
происходящему действию, подчеркивают глубинность кадра, но кадр, построенный с
динамичным передним планом, как правило, более эмоционален.
Существуют
композиционные решения, когда главный объект находится в относительном покое,
а между ним и зрителем возникает деталь, находящаяся в движении. Это может быть
часть станка, периодически появляющаяся перед лицом рабочего, пламя костра,
перед которым сидит охотник, медицинские инструменты в руках врача, приборы, за
которыми следит лаборант, и т. п. Такая композиционная схема позволяет
внимательно рассмотреть героя, уловить мельчайшие изменения в выражении его
лица.
Предыдущая Следующая