Предыдущая Следующая
— A может, этот передний план в
данном случае совершенно не нужен? Все ясно и без него, — мог сказать предок.
— Уберите его, и вы ничего не потеряете!..
Попробуем
разобраться. Дело в том, что листья, которые, казалось бы, не имеют никакого
отношения к сюжетной основе, видны также и сбоку и сзади персонажей. Значит, их
появление на переднем плане не случайно. Они — опознавательные приметы среды. Ho этого мало. Помещенные на
переднем плане, они как бы символизируют отрешенность юных героев от городского
шума, от посторонних людей. Юноше и девушке хорошо вдвоем — вот о чем говорит
этот передний план, который усиливает лирическое настроение, гармонирует с
молодым чувством, естественным, как сама природа.
Передний план,
разделяющий съемочную точку и героев, говорит и о том, что кинооператор
снимает их, не назойливо вторгаясь в их личные отношения и не «пошлой» камерой,
подглядывающей сквозь густые заросли.
A кроме того, передний план создает
иллюзию пространства, что всегда усиливает достоверность внутрикадрового
действия.
Передний план в
данной композиции осмыслен и, кстати, что тоже немаловажно, выполнен
технически грамотно. Он не расплылся в бесформенные пятна, мешающие рассмотреть
центр композиции. Он не утерял связь с реальностью, что иногда получается при
сильной бесфокусности.
Кадр 29 б
Сравним приведенный
кадр с другим, который преследовал ту же цель, — вписать героев в
окружающую среду (кадр 29, б). B принципе, это сходные
композиционные схемы. И в том и в другом случае закрытые изобразительные
конструкции используют детали переднего плана для характеристики обстановки. Ho во втором варианте передний план
выведен из фокуса до полной потери форм и фактур.
Кроме того, по
светотональным показателям он сливается с фоном. Благодаря технической
небрежности кинооператора композиция не читается.
Было бы неправильно
утверждать, что детали переднего плана всегда должны быть в фокусе и сохранять
свои формы и фактуры. Все зависит от конкретных условий и связанных с ними
творческих задач. Кадр 30, а — пример того, как отсутствие деталей переднего
плана, причем именно бесфокусных деталей, обеднило изображение, сделало его
менее живописным и достоверным.
Предыдущая Следующая