Предыдущая Следующая
Конечно, во время
охоты первобытные художники часто наблюдали за животными из укрытия, прячась в
траве, глядя на них сквозь листья, но изобразить это никто из них не мог. Они
еще не умели связывать воедино разнородные компоненты, изображения и,
конечно, не знали, что такое передний план.
Многие тысячелетия
спустя мастера живописи научились разными способами передавать глубину пространства.
B пейзажах художников европейских
школ XVII—XVIII веков темный, коричневатый
первый план оттенял глубинность ландшафта, переходя в зеленые тона центральной
части, а потом в легкие голубые тона дальнего плана. B сущности, это принцип тональной перспективы,
обогащенный колористическим решением.
Как правило,
живописцы не выделяли какую-нибудь отдельную деталь с целью поместить ее
впереди главного изображения.
Кадр 29 а
Они справедливо
считали, что для статичной композиции такое пятно может оказаться помехой,
снижающей четкость построения картины. Для живописи это правомерно, так как на
плоскости картины неподвижный передний план сочетается с неподвижными
компонентами всей композиции, и, помешав наблюдателю, он будет мешать ему все
время. B кино передний план действует
по-другому. Он не может обеднить композицию, потому что кадр с переднеплановой
деталью обязательно будет дополнен другими кадрами эпизода, в которых ситуация
будет показана с других точек. A кроме того, киноэкран показывает взаимодействие
переднеплановых деталей с остальными объектами в том движении, которое
связывало их в жизни.
Играет роль и то, что
между зрительским восприятием живописного произведения и восприятием кинокадра
есть колоссальная разница. Основой для кинокомпозиции всегда является реальный
факт, который в момент съемки возник перед камерой. Зритель чувствует это и
относится к сложившейся на экране композиции как к заданной объективно,
существующей помимо воли кинооператора. Поэтому если на полотне картины,
изображающей двух влюбленных, переднеплановая деталь могла бы показаться
лишним компонентом, то в композиции кинокадра этот элемент воспринимается как
должное и не мешает четкости общей конструкции (кадр 29, о).
Предыдущая Следующая