Предыдущая Следующая
Как всегда,
драматургию документального материала подсказывала сама жизнь. Ha этот раз конфликт мог быть
раскрыт в пределах одного кадра. Кинооператор, поставил камеру на штатив, взял
самый длиннофокусный объектив и направил его вдоль асфальтовой дорожки, чуть
наискосок, так, чтобы идущих ребят сначала не было видно, а на переднем плане
около камеры оказались витки колючей проволоки. Ha нее и навел фокус кинооператор.
Ржавые колючки —
символ колониализма — угрожающе пересекли плоскость кадра. Ho вот позади них где-то далеко
заколыхалось бесформенное темное пятно. Это группа ребят вошла в кадр.
Сначала невозможно было разобрать, что же это появилось там, вдали, потом,
немного выждав, кинооператор начал медленно переводить фокус — от полутора
метров до бесконечности. Постепенно острая колючая деталь переднего плана
стала терять свои контуры, расплылась и исчезла из виду, а группа чернокожих
ребятишек приобрела очертания, стала изобразительно четкой и, заполнив все кадровое
пространство, придала всей композиции новый смысл. Весело разговаривая,
размахивая книжками, ребята шли по поселку, где еще совсем недавно африканцам
не разрешалось появляться. «Кадр-символ! Колониализм исчез, он уступил место
новой жизни!» — вполне резонно решил кинооператор, выключая кинокамеру.
Конечно, перевод
фокуса в данном случае выявил пространственное положение группы будущих
школьников и витка колючей проволоки, но главное достоинство снятого кадра
было не в этом. Кинооператор хотел снять изображение, которое образно
высказало бы важную мысль. B сущности, любой технический
прием может быть использован творчески, все зависит от человека, взявшего в
руки камеру, и его замысла.
Опять
о глубине кадра
Характерно, что
фигуры, изображенные на стенах палеолитических пещер, никогда не перекрывали
друг друга. Наши предки прорисовывали каждого зверя без каких-либо потерь. Они
мыслили конкретно: если их воображением завладевал мамонт, то они не могли себе
представить, что какая-нибудь часть его огромной туши будет загорожена от
взгляда зрителей.
Предыдущая Следующая