Предыдущая Следующая
Подобием этого
сложнейшего психо - физиологического акта и является наведение на фокус
оптической системы кинокамеры.
Ha двухмерной плоскости экрана
зритель видит объекты, попавшие в зону резкости, и объекты, которые
кинооператор вывел из фокуса. Ha основании этих данных у зрителя
возникает иллюзия глубины пространства. Эго и есть оптическая перспектива.
Существует прием,
очень энергично выявляющий перспективу при помощи оптики: перевод фокуса с
одной зоны на другую непосредственно во время киносъемки.
Кадр 27/
Кадр 28
Обычно кинооператор
использует такой прием, когда хочет переключить внимание зрительного зала с
одного объекта на другой. Подчиняясь этой аналогии с аккомодацией глаза,
зритель вынужден смотреть на те участки композиции, которые оказываются в зоне
резкости.
Кадр 28 — первая фаза
такого приема. Легко представить себе, что фокус, переведенный с переднего
плана на дальний, заставит зрителя перевести внимание с фигур, стоящих
впереди, на лыжников, находящихся вдали от камеры. Перевод фокуса во время
съемки позволяет не только выявить пространственные координаты, но и обратить
внимание зрительного зала на предмет, человека или действие, которые появляются
в зоне резкости, приобретая четкие очертания.
И мы рассказали бы
предку еще одну историю.
...В бывшем военном
городке англичан, которые накануне этого дня навсегда покинули африканскую
страну Кению, кинооператор-документалист снимал приметы колониальной власти
европейцев. Чужеземные завоеватели ушли, оставив после себя опустевшие
казармы, сторожевые вышки, пулеметные гнезда, ряды колючей проволоки. Вдруг в
пустом городке появилась стайка чернокожих ребятишек. Издали было видно, что в
руках у них школьные сумочки, связки книжек, тетради.
«Они услышали, что на
территории английского городка теперь будут открыты школы для африканцев, —
объяснил кинооператору переводчик.
— Они пришли
из окрестных деревень. Они очень хотят учиться».
Предыдущая Следующая