Предыдущая Следующая
Вариантов динамичного
переднего плана может быть бесчисленное множество, но во всех случаях деталь,
находящаяся перед главным героем, должна быть связана с ним определенной
причинно-следственной зависимостью.
Кадр 31
Случайное появление
какого-либо предмета на переднем плане обычно только вредит делу, так как он
выглядит не частью композиции, а посторонним изобразительным пятном, мешающим
зрителю.
Детали переднего
плана, включенные в кадр при панорамировании или при съемке движущейся
камерой, вступают в острые столкновения с остальными компонентами композиции
и помогают создать иллюзию движения.
Кадр 32 — фрагмент
панорамы, которая сопровождает велосипедиста, периодически скрывающегося за
деревьями, расположенными на переднем плане. Древесные стволы при
панорамировании превращаются в динамичные пятна, усиливающие эффект движения и
ярко выявляющие иллюзию пространства.
Художники научились
комбинировать целый ряд приемов, которые дают возможность получать эффект
глубинности плоского изображения, а кинематограф "любой из этих приемов
усиливает тем, что в формировании кинокомпозиции участвует элемент динамики.
Кадр 32
Так, например, если
на картине или на рисунке видно, что один объект перекрывает часть другого, то
становится ясно, который из них ближе к наблюдателю, а который — дальше от
него. Такая расстановка предметов и фигур — убедительный способ пространственной
ориентации зрителя. Искусствовед H.
H. Волков, говоря об этом приеме в
живописи, назвал его заслонением. И конечно, особенно впечатляюще заслонение
проявляется в динамике, когда кинозритель видит, что по мере развития
композиции один объект скрывается за другим или, наоборот, появляется из-за
очертаний другого. Передний план — это, в сущности, включение в композицию
момента заслонения.
Если бы кадр 27
снимал опытный кинооператор, он не забыл бы, что можно использовать этот
эффект. Достаточно было чуть-чуть подтолкнуть висящие ботинки перед тем, как
включить камеру, и они, покачиваясь, будто от ветерка, открывая и закрывая
отдельные участки далеких гор, усилили бы иллюзию глубины кадра.
Предыдущая Следующая