Предыдущая Следующая
Прошло примерно
тридцать тысяч лет, и в 1927 году почти такие же слова услышал кинооператор Э.
К. Тиссэ, когда туманным летним утром он взял камеру и направился на киносъемку
в Одесский морской порт. «Зачем делать брак? — говорили ему коллеги. — Ведь
стоит туман, и всем ясно, что погода не съемочная!»
Кадры, снятые в то
утро, вошли во всемирно известный фильм «Броненосец «Потемкин», и киноведы
назвали этот эпизод «сюитой туманов». Эдуард Казимирович Тиссэ открыл
кинематографистам и кинозрителям красоту туманной среды, пронизанной солнцем.
Тогда ее увидели на экране впервые.
Сегодня мы знаем этот
прием съемки — он помогает кинооператорам создавать живописные пространственные
композиции, которые не могут получиться в солнечную погоду с чистым, прозрачным
воздухом.
Представим себе, что
тридцать тысяч лет назад в ясный солнечный день нас вызвал на соревнование
художник палеолитической эпохи: «Давайте посмотрим, кто из нас лучше изобразит
стадо мамонтов?!»
...И вот мы стоим на
опушке доисторического лесочка. Прямые солнечные лучи ровно освещают все пространство.
Различить, что ближе и что дальше, трудно. Вот недалеко стоят два мамонта —
один наполовину закрыл другого. Их шкуры по цветовой насыщенности абсолютно
одинаковы. Если снять их при таком освещении — фигуры сольются и получится один
двухголовый мамонт. Ha втором плане за деревом видна
еще одна группа. Древесный ствол как бы перегородил тушу животного. Кора дерева
и шерсть мамонта похожи по фактуре, одинаковы по цвету. Значит, на экране
получится какой-то пятиногий зверь со столбом, торчащим у него из спины. Нехорошо.
Пращур будет смеяться. «Что же это? —, скажет он — Столько тысяч лет прошло, а
вы так и не научились изображать мамонтов?!»
Ho безвыходных положений нет. Чтобы
не уронить репутацию документального кинематографа, мы сгребаем в кучу осенние
листья и поджигаем их. Легкий ветерок разносит голубоватую завесу наших
«дымовых шашек», и дым заполняет все пространство перед камерой.
Предыдущая Следующая