Предыдущая Следующая
Кадр 26
Теперь мы смотрим на
стадо через слой задымленного воздуха и видим, что два мамонта, стоящие
впереди, уже не сливаются в одно двухголовое чудовище. Тот, который подальше,
стал посветлее и тонально отделился от собрата.
A потом мы переходим на другую
съемочную точку так, чтобы солнце светило нам навстречу и пронизывало
голубоватый дымок. Картина получается прекрасная. Огромная темная глыба с круто
загнутыми бивнями — это мамонт, стоящий на переднем плане. Те, которые подальше,
уже не такие темные. Толща воздушной массы прикрыла их, смягчила цвет шкур,
сделала менее разборчивыми детали. За этой группой — уже совсем вдали — легкие
силуэты животных, которые чуть выделяются на фоне высветленных просторов. A к горизонту все более и более
яркими кулисами уходят доисторические сопки. И ни за что не спутаешь, что
ближе, а что дальше.
Как правило, кадры с
ярко выраженной тональной перспективой характеризуют обстановку, в которой
действуют герои. Обычно это общие и средние планы. Это естественно, так как
тональные перепады лучше всего просматриваются при съемке объектов, имеющих
значительные протяженности в глубину.
Найденные тональные
соотношения нужно соблюдать и при съемке портретов. Если фон на крупных планах
будет отличаться от тональности общих и среднеплановых композиций, то
единство материала нарушится.
Следует помнить и то,
что кадр с ярко выраженной тональной перспективой, как правило, не должен
появляться в единственном числе среди кадров с другими светотональными
показателями, так как это нарушит изобразительную цельность эпизода. Недаром у
Э. К. Тиссэ был снят не изолированный кадр, а целая серия — «сюита туманов».
Тональная перспектива
наряду с линейной — один из главных способов построения на плоскости модели
трехмерного пространства.
— Опять
перспектива... — мог скривиться пращур. — Сколько можно? Ведь мы о ней уже
говорили.
Предыдущая Следующая