Предыдущая Следующая
«Сопки крадут
расстояния» — эту афористичную фразу сказал один из кинооператоров Центральной
студии документальных фильмов, приехав с Дальнего Востока. И вправду, при
просмотре его материала все увидели, что далекие холмы и горы будто прижимались
к переднему плану. A почему? Потому что во время
съемки воздух был «чист и свеж, как поцелуй ребенка». И не сопки «воровали»
расстояние, а прозрачность атмосферы, да еще солнце, которое находилось за
спиной оператора и освещало пейзаж прямыми лучами, не позволили передать на
экране ту толщу воздушной массы, которая на самом деле разделяла объекты.
Кинооператору не удалось снять воздух.
— Снять
воздух?! — мог удивиться наш косматый предок. — A как можно снять то, что не видишь? Ведь воздух-то
прозрачный!
Мы не стали бы
возражать предку, а прочитали бы ему еще несколько строк из Диккенса: «...над
дымящимися крупами быков и коров поднимался густой пар и, смешиваясь с
туманом, казалось отдыхающим на дымовых трубах, тяжелым облаком нависал над
головой».
Что удалось бы снять
кинооператору, вышедшему на улицы Лондона в ту самую погоду, в которую спешили
по своим делам герои «Оливера Твиста»?
— Наверное,
получились бы плохие кадры, — сказал бы предок.
— A почему «плохие»? — возразили бы
мы. — Ведь задача кинооператора вовсе не в том, чтобы всегда и все было очень
хорошо видно. Иногда как раз наоборот.
Действительно, бывает
так, что кинооператору необходимо избавиться от каких-то форм, или контуров,
или линий и как бы «ухудшить» изображение, чтобы достоверно показать ту среду,
в которой действуют герои фильма (кадр 25).
— Представим
себе, — сказали бы мы пещерному художнику, — что на экране нужно показать
эффект туманной погоды. Как выполнить этот замысел? Вот и выходит, что в
отличный солнечный день получатся отвратительные кадры, а выйдя в город с
героями Диккенса в ненастную погоду, кинооператор снял бы все именно так, как
этого требует авторский замысел.
Предыдущая Следующая