Предыдущая Следующая
Кадр 22
Популярное
определение симметрии в трактовке математика Германа Вейля звучит так:
«Симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая
в результате то же, с чего начали».
И вот тут надо было
бы прекратить беседу с предком, не залезая в дебри теории. Вопрос о симметрии
очень и очень сложен. Чтобы ответить на него с исчерпывающей полнотой, нужно
досконально изучить раздел науки, который называется «Теория групп
преобразований».
Симметрия всегда
занимала ученых, художников и мыслителей. Лев Николаевич Толстой однажды записал:
«...я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое
симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. Ha чем же оно основано?»
B самом деле, на чем?
Посмотрим вокруг. И
убедимся, что с симметрией мы встречаемся везде и всюду. B растительном и животном мире. B мире неживой природы.
Симметричны и лист дерева, и снежинка, и бабочка. По законам симметрии устроены
любое животное и кристаллы. Наука заглянула внутрь строения вещества и
выяснила, что симметричны атомные структуры молекул. Чрезвычайно сложные виды
симметрии участвуют в организации материального мира, и зеркальная симметрия —
это лишь один частный случай. Ha плоскости киноэкрана эта симметрия
проявляется в полном равноправии, полной уравновешенности двух противоположных
частей, разделенных линией, которая называется осью симметрии. Она может
делить кадр в разных направлениях, но чаще всего это вертикаль, разграничивающая
картинную плоскость на две половины — левую и правую (кадр 22).
Может показаться, что
обращение к симметрии обрекает композицию на однообразие и заведомо делает ее
неинтересной. Действительно, зачем нужно зеркально повторять то, что уже
присутствует на экране? B чем смысл такого дублирования? He стоит ли делать наоборот —
всячески избегать симметрии, стараясь заполнить вторую половину кадра чем-то
новым, обогащающим изобразительную информацию? Все это вполне логично, но как
тогда быть с равновесием, к которому мы всегда стремимся? Где следует
остановиться на пути к уравновешенной композиции?
Предыдущая Следующая