Предыдущая Следующая
Симметричная
конструкция всегда проста и спокойна. Она удваивает информацию, которая от
этого становится более понятной и убедительной. Противоборства компонентов,
их неуравновешенности в симметрии нет и не может быть. Это создает ощущение
гармонии и завершенности.
Конечно, это вовсе не
означает, что в симметричном оформлении всегда разыгрывается спокойное действие.
Ведь симметрия изобразительных компонентов — это лишь форма, а что будет
происходить в такой композиции, зависит от развития сюжета. Это относится и к
кинокомпозиции и к композиции живописного произведения.
Интерьер, в котором
происходит беседа Христа с учениками на картине Леонардо да Винчи «Тайная
вечеря», симметричен, но это ни в коей мере не снижает накала страстей.
Наоборот, спокойствие симметричной композиции позволяет зрителю не
отвлекаться на восприятие посторонних деталей, а с предельным вниманием
сосредоточиться на взаимоотношениях персонажей. Второй план картины не
содержит активной информации, и это удалось художнику не только потому, что
фон предельно скуп по своему содержанию, но и потому, что он симметричен. Так
же как симметрично изображение стола, за которым сидят участники действия.
B центре полотна — лицо Христа.
Симметрично построенная композиция всегда ориентирует зрителя на то, что
главное сюжетное действие, главный объект будут расположены в центре картинной
плоскости. Это следствие симметрии, которое проявляется в равной степени и в
картинах великих мастеров живописи, и в кинокадрах начинающих любителей.
Принцип симметрии — сосредоточить внимание зрителя на оси, которая делит
изображение пополам. Это естественно, так как правая и левая части таких
композиций всегда равноправны, всегда взаимно уравновешены, и поэтому взгляд
зрителя соскальзывает в центральную часть картинной плоскости.
Если симметрия — это
идея покоя и равновесия, противовес хаосу и беспорядку, то по законам
диалектики рядом с ней должно быть противоположное начало. Оно есть. Это
асимметрия.
Предыдущая Следующая