Предыдущая Следующая
«С места бросились в
атаку
Сорок душ — одна
душа...»
— A знаете, уважаемые мастера, что
ритмические построения были известны и мне и моим друзьям? — мог заявить
пещерный художник.
— Да,
уважаемый коллега, знаем, — сказали бы мы.
Это удивительно, но
на некоторых рисунках палеолитической эпохи фигуры животных явно связаны в
единую ритмическую структуру. Первобытный живописец, не владевший ни
мастерством композиции, ни умением соотносить масштабы, не чувствовавший связи
объекта с окружающей средой, не знавший законов перспективы и многого другого,
все-таки замечал ритм и мог его передать.
— A в общем-то я тут ни при чем, — должен
был сказать предок. — Ведь такие рисунки появлялись
в результате
стихийных, бессознательных действий.
A мы рассказали бы нашему собеседнику,
как однажды на берегу холодного Чукотского моря, в поселке Уэлен, охотник на
морского зверя Ичель взял моржовый клык и нарисовал на нем олений караван — apгиш. По белой костяной
поверхности пошли оленьи упряжки, и ритм их движения заставил ожить удивительную
композицию, сделанную морским зверобоем, который нигде не учился
художественному мастерству. Откуда это у него?
— A что тут особенного? — мог
сказать художник палеолита. — Ваш Ичель просто талантливый человек. A ритм — во всем его существе, как
и у каждого из нас...
Когда
«левое» равно «правому»
Из всех
уравновешенных композиций самые уравновешенные — это те, которые симметричны.
— A что такое «симметрия»? — мог
спросить пещерный живописец.
— Посмотри в
зеркало, — сказали бы мы. — Что видишь?
— Себя, —
ответил бы предок.
— Видишь слева
ухо и справа точно такое же? Слева глаз и справа тоже глаз? Слева ноздрю и
справа ноздрю?
— Вижу, конечно,
— ответил бы предок.
— Вот это и
есть зеркальная симметрия, элементы которой относятся друг к другу как
«правое» и «левое». A слово это по-гречески обозначает
«соразмерность, одинаковость в расположении частей».
Предыдущая Следующая