Предыдущая Следующая
Первый вариант
создавал ощущение тревоги, потому что зритель оказывался в положении человека,
провожающего солдат навстречу неведомой судьбе и глядящего им вслед. При
встречном движении этот эмоциональный момент теряется. Второй вариант, при
котором бойцы идут на камеру, был бы более уместен при встрече победителей.
Эмоциональная окраска
той и другой композиции определяется еще и тем, что при направлении объектива
вслед колонны диагональ представляет собой линию, идущую сверху вниз.
Нисходящая линия скорее всего воспримется как предчувствие трагедии, и она
усилит ощущение тревоги, вполне закономерное в данном случае, так как солдаты
идут к передовой.
Bo втором варианте композиция
основана на диагонали, восходящей снизу к правому верхнему углу кадра. Это
направление, как правило, придает движению жизнеутверждающую окраску, вызывая
ощущение силы, стойкости.
Обе композиции сняты
с нормальной точки зрения. Ho внутри картинной плоскости
изображение развивается и диагональ порождает своеобразный «внутрикадровый ракурс»,
заставляя зрителя менять направление взгляда. B одном случае, когда мы провожаем колонну, уходящую
к горизонту, мы как бы смотрим сверху вниз, а в другом — фигуры
приближающихся солдат увеличиваются в масштабе, их лица перемещаются к
верхнему углу кадра.
Кадр 18
Перед тем как
исчезнуть с экрана, они заставляют взглянуть на себя снизу вверх. Эго момент
эмоциональной оценки изображения, который появляется благодаря диагональному
построению кадра.
И первый и второй
варианты по- разному характеризуют происходящее действие. B обоих случаях есть свои
достоинства, но есть и потери. Вероятно, в этой ситуации кинооператор поступил
бы правильно, объединив оба варианта в одном съемочном кадре. Для этого он мог
применить простой операторский прием — панораму. Можно было начать съемку,
направив объектив на подходящих бойцов, и, разглядев их лица, повести панораму
за группой идущих, а потом остановить ее в тот момент, когда в визире сложится
композиция первого варианта. Такое решение позволило бы сохранить все
достоинства и первой и второй композиции (рис. 3).
Предыдущая Следующая