Предыдущая Следующая
Один из примеров
диагональной композиции — кадр 17. Пехота сорок первого года на марше. Люди в
шинелях идут к фронту. Из таких колонн складывалась сила, победившая фашизм.
Благодаря диагональному построению каждый боец энергично входит в поле зрения
камеры, и эта динамика подчеркивается резким изменением масштаба фигур за время
их перемещения до средней части кадра. Поэтому именно на левой половине
картинной плоскости выявляются смысловое значение и эмоциональная окраска происходящего
действия. Ha этом участке кадра возникает
изображение человека с оружием, делающего резкий шаг внутрь композиции. Это
своеобразный эмоциональный акцент, персональная характеристика каждого
солдата, который, войдя в строй, сливается с общей массой бойцов.
Рис. 2
Таким образом, мысль
о единстве судеб, о соединении человеческих усилий выражается в центре и в
правой половине композиции, где бойцы идут сомкнутым строем.
Динамика, которую так
активно выявляет диагональное направление, может быть подчеркнута как при
движении объекта от камеры — «вглубь кадра», так и при движении в
противоположном направлении — к камере. Но, строя диагональную композицию,
нельзя забывать, что она всего лишь форма, а главную роль в ней играет содержание.
Так, например, эту же воинскую часть кинооператор мог снять, направив камеру
не вслед идущим бойцам, а развернувшись в противоположном направлении и
встречая колонну. Казалось бы, на экране возникнет диагональное построение, как
и в предыдущем случае (рис. 2), но иное направление движения в корне меняет
содержание кадра.
B новой композиции усилится
контакт с героями — зритель увидит их лица, подметит характерные черточки в
поведении идущих бойцов. Ho вместо слияния отдельных усилий
в единую силу появится противоположный эффект — воинский строй разобьется на
отдельные фигуры. Образ, который был создан в первом случае, исчезнет.
Встречное движение колонны вызовет у зрителя иные оценки.
Предыдущая Следующая