Предыдущая Следующая
Диагональ — линия не
простая. Это самая длинная прямая внутри фигуры или плоскости, и если она
становится стержнем, организующим всю композицию, то позволяет увеличить число
объектов, расположенных на поле кадра. Кроме того, если предметы и фигуры выстроены
в диагональном направлении, то становится очевидным и их пространственное
положение, формы и объемы.
Диагональ — особенная
линия внутрикадровой конструкции еще и потому, что вертикали и горизонтали мы
воспринимаем как спокойное, устойчивое состояние, а диагональ как бы «борется»
с ощущением статики, призывая к движению. Это объясняется тем, что диагональ
наклонна по отношению к границам экрана, а жизненный опыт подсказывает зрителю,
что такое положение ведет к неустойчивости. Именно поэтому диагональ
становится самой активной линией композиции.
Диагональное
построение с давних времен присуще полотнам живописцев. По диагонали плывет могучий
Зевс в облике быка, похищая красавицу Европу на картине В. А. Серова. По
диагонали сани увозят суриковскую боярыню Морозову. По диагонали идет крестный
ход в Курской губернии, написанный И. E.
Репиным. По диагонали бежит Серый Волк, уносящий Ивана-Царевича и его суженую
на картине А. М. Васнецова.
Правда, волчья лапа,
вытянутая к нижнему углу полотна, не совсем точно совпадает с линией диагонали.
Палка странника, которой тот указывает путь горбатому мальчику, идущему впереди
крестного хода на картине Репина, тоже не является «линией соединения двух
углов, не лежащих на одной стороне», как того требует от диагонали математика. Ho это не играет роли. Мы говорим о
диагональной композиции, имея в виду линии, сохраняющие основные характеристики
диагонали, близкие ей по направлению, и в силу этого своеобразно влияющие на
зрителя.
Кадр 17
Картины художников,
стремившихся передать динамику, в большинстве случаев строились по диагональному
принципу, потому что у живописи нет более убедительной схемы для имитации
реального движения. Киноэкран способен передать иллюзию движения при любом его
направлении. Ho диагональное построение
кинокадра часто используется кинематографом, так как оно позволяет подчеркнуть
глубину пространства и динамику движения потому, что движущийся в диагональном
направлении объект изменяется сразу по нескольким показателям. «Уходя вглубь
кадра», он становится меньше и по высоте, и по ширине, и по длине, а кроме
того, он ощутимо меняет свое положение относительно других предметов. B итоге зритель получает
впечатление, сходное с тем, которое возникает у человека в жизни, при
действительном перемещении реальных объектов.
Предыдущая Следующая