Предыдущая Следующая
Если подошедший поезд
остановится и герой войдет в вагон, оба активных компонента так «загрузят»
левую часть картинной плоскости, что явно нарушится общее равновесие. B игровом фильме такие изменения
намечены заранее, и кинооператор знает, как реагировать на возникающие
условия. Кинодокументалист должен решать подобные задачи на ходу, мгновенно
откликаясь на меняющуюся ситуацию и выстраивая оптимальный вариант композиции,
исходя из новых условий.
Что может сделать
кинооператор - хроникер в нашем случае?
Ему можно предложить
два варианта.
Первый: провести
панораму налево, вслед за героем. Кадр будет полностью заполнен «тяжелой»
темной массой, в центре окажется вагонная дверь, и картинная плоскость будет
полностью уравновешена. Если дверь закроется и поезд двинется, то возможно
продолжение панорамирования вслед за уходящим поездом. Герой уехал. B эпизоде поставлена
изобразительная точка.
Второй вариант:
панорама направо, туда, где только что стоял герой, вышедший из кадра.
Ha экране будет пустая платформа, в
фонограмме — звук уходящего поезда. Результат окажется сходным с первым вариантом.
Композиция уравновешена. Герой уехал. Точка поставлена. Можно переходить к
следующему эпизоду.
B обоих случаях
сюжетно-композиционные центры перемещались в зависимости от развития действия,
и изобразительная конструкция кадра перестраивалась, так как
кинооператор
стремился к ее равновесию.
— Ну а есть ли
третий вариант финальной сцены? — мог спросить любознательный предок.
— Наверное, —
ответили бы мы. — Стоит подумать. Творческий человек всегда может найти свое
решение задачи. И если, уважаемый коллега, вы придумаете что-либо интересное,
расскажите нам свою версию...
От
угла к углу...
Ha белом прямоугольнике экрана
можно провести воображаемую линию, которая при компоновке кадра играет особую
роль. Эго диагональ — «прямая, идущая от угла к углу», как называли ее древние
греки.
Предыдущая Следующая