Предыдущая Следующая
A если вспомнить, что кинематограф
— искусство оптико-фоническое, то легко представить себе этот съемочный план в
сопровождении перестука вагонных колес, «услышать» гудок тепловоза, и
получится впечатляющий образ: человек уехал откуда-то и ему плохо от этой разлуки.
Что касается
композиционного равновесия, то левая половина кадра «тяжелее», но она
неподвижна, правая половина «легче» по тональной насыщенности, но она динамична.
B итоге кадр выглядит уравновешенным.
Композиция кадра 16
тоже дает пример своеобразного равновесия не только от расположения объектов на
картинной плоскости, но и от смысла происходящего действия.
Если судить только по
расположению фигуры, то правая часть явно «утяжелена». Ho ведь это не просто* темное
пятно, это главный герой эпизода, ожидающий поезд. И несмотря на то, что
самого поезда на экране еще нет, для зрителей он все равно является участником
композиции, они ждут появления состава. Левая часть кадра для зрительного зала
заранее активна, потому что она является такой для киногероя. И хотя действие
на ней развернется в будущем, она нагружена смысловой значимостью, а это как бы
«уравновешивает» обе половины картинной плоскости.
Дело в том, что
воспринимать композицию кадра только по формальным показателям нельзя. Необходимо
учитывать все, что касается смысла происходящего действия. B этом проявляется единство
содержания и формы.
Пока поезд не виден,
сюжетным центром является человек. Если на левой части кадра появится железнодорожный
состав, сюжетно-композиционный центр переместится. Ha этой фазе съемочного плана внимание зрителей
привлечет подходящий поезд и центром композиции станет самая активная ее часть.
Композиция кинокадра,
в отличие от композиции живописного произведения или фотоснимка, не остается
неизменной на протяжении всей съемки. Смысл, темп и характер фактов и явлений
находятся в развитии, и в зависимости от того значения, которое приобретает
тот или иной участок картинной плоскости, меняется и композиционное равновесие.
Предыдущая Следующая