Предыдущая Следующая
Движение по диагонали
слева направо или справа налево, сверху вниз или снизу вверх и при переходе
одного направления в другое всегда привлекает внимание зрителя. Кадр 18 —
пример удачно выбранной точки съемки, позволившей использовать два диагональных
построения. Кинооператор дает возможность цепочке велосипедистов войти в
картинную плоскость по диагонали, а потом, следя за движением спортсменов,
панорамирует вниз, когда велосипедисты снова двигаются по диагонали, но в
другом направлении. Внешняя живописность этой композиции позволила подчеркнуть
динамику соревнований.
Диагональное
построение — это всего лишь один из способов организовать кадр. Оно
обеспечивает стремительные изменения масштабов при движении объекта,
подчеркивает динамику действия, позволяет наиболее экономно использовать
картинную плоскость кадра, придает эмоциональные окраски содержанию, активно
выявляет глубину пространства. И все это благодаря прямой, «идущей от угла
к углу».
Живописное
однообразие
Еще в IV веке до нашей эры ученый грек
Аристоксен написал: «Если ощущаемое нашим чувством движение таково, что
распадается в каком- либо порядке на более мелкие подразделения, это
называется ритмом». Он много размышлял о закономерностях построения
музыкальной мелодии, хотел осмыслить, что такое ритм вообще, и нашел для его
характеристики всеобъемлющее слово «движение».
B самых разных формах движения и
развития есть процессы, протекающие в различных ритмах.
Ритмично бьется
человеческое сердце. Ритмично сменяются день и ночь, времена года. Ритмично выбегают
на берег морские волны...
Явлением природы
свойственна своя ритмика, своя уникальная цикличность, а с ними согласуются
действия некоторых живых существ.
Учитель Аристоксена
великий грек Аристофан заметил, что появление у берегов устриц связано с определенной
фазой Луны.
Каждый из нас может
услышать, как деревенские петухи, прежде чем провозгласить утро, прокукарекают
в полночь, а потом еще раз, около двух часов ночи. Французский астроном Жан Жак
де Меран 250 лет назад, используя в качестве приемника солнечных лучей
обыкновенный кустик бобов, перенес его в темный подвал и вдруг с удивлением
увидел, что движение листьев растения соответствует периодам сна и
бодрствования. Рассказывают, что суточному ритму, которому подчиняется все
живое, захотел воспротивиться Наполеон. Его биографы говорят, что император
французов всегда спал не более четырех-пяти часов, считая это занятие пустой
тратой времени, а однажды он попытался не спать вообще. Через двое суток
Наполеон проспал целый день, после чего решил спать по ночам, как все люди.
Предыдущая Следующая