Предыдущая Следующая
Психологическая
характеристика действующих лиц, мощный жест Иоанна Крестителя, ритмика движения
Христа и толпы, светотональные соотношения, линейная перспектива, выраженная
масштабами человеческих фигур, — все подчинено сюжетно-композиционному центру
— идущему к людям Христу. Идея выражена не только пропорциями компонентов. Она
выражена всем комплексом изобразительных средств, которые привлек художник.
Пропорциональность
выявляет смысл изобразительных компонентов, и поэтому поиск пропорциональных
зависимостей — очень важная творческая задача, от которой зависит, как зритель
примет ту или иную часть композиции. Ha съемке
кинооператор определяет пропорции автоматически,
Кадр 11
интуитивно, но при
анализе уже сложившейся композиции можно понять, из каких принципов исходил
автор.
Ha картинной плоскости кадра 11
скомпонованы три объекта: две фигуры и стул, которые даны на фоне интерьера.
Композиция фронтальна — все объекты находятся на равном расстоянии от съемочной
точки. Это сохраняет те масштабные соотношения, которые были в действительности,
на их передачу не повлияли ни перспективные сокращения, ни свойства оптической
системы.
Главную роль в
выявлении содержания сыграли пропорции объектов, выясненные благодаря ориентиру,
которым является стул. Важность его присутствия в композиции можно проверить,
убрав его. Сюжетная основа сразу станет обедненной, хотя во взаимоотношениях
мамы и дочки стул не играет никакой роли. Он служит мерой роста, а значит, и
возраста ребенка.
Эмоциональная реакция
сидящей балерины — а это одновременно и реакция зрителя — объясняется тем, что
никого не оставит равнодушным то, что маленькая героиня этой изобразительной
новеллы «ростом не выше стула»! Пропорции объектов стали основой, на которой
построена вся композиция.
B приведенной сценке обстановка, в
которой происходит действие, не имеет смыслового значения, и поэтому фон не
занимает много места в кадровом пространстве.
Предыдущая Следующая