Предыдущая Следующая
Пропорциональные
показатели вовсе не подменяют смысл, они лишь способствуют его выявлению, а
приоритет каждый раз остается за содержанием, которое раскрывает идею произведения.
Художник А. А. Иванов
на своей картине, которую он писал четверть века, тщательно обдумывая роль
каждого фрагмента громадной композиции, показывает зрителям Христа,
являющегося народу.
Ha этом полотне, по сравнению с
изображением фигуры Рамзеса II из Абу Симбела, принцип противоположный:
самая главная фигура самая маленькая.
Суть пропорциональных
соотношений в этих случаях не в том, что нужно было сделать обе фигуры
большими или обе маленькими. Художники захотели выделить своих героев и в
обоих случаях сделали это при помощи пропорциональных соотношений. Мастер-египтянин
большое противопоставил малому, и автор «Явления Христа народу» единичное
противопоставил множеству.
Пропорциональность —
это всегда соотношение каких-то количественных показателей: линейных величин,
площадей, объемов, — которые могут быть выражены в числовом обозначении. Ho цель художника — дать зрителю не
эти цифровые данные, а сделать так. чтобы количество перешло в качественную
категорию и было воспринято как выражение смысла.
Библейский сюжет
скомпонован живописцем так. что он сразу вызывает ощущение уникальности, обособленности
маленькой фигуры
Христа, которая
движется к толпе людей, занимающих большую часть картинной плоскости. B этом соотношении малого и
большого заложена мысль о том, что зародившееся учение будет иметь массу
последователей, ожидающих утешения и готовых отозваться на доброе слово
Учителя.
Конечно, работа над
композицией не ограничивается одними поисками пропорций. Все неизмеримо
сложнее. И каждый раз художник выражает свою идею целой системой изобразительных
приемов. Центр громадного полотна размером в семь с половиной метров на пять
метров сорок сантиметров — фигура идущего Христа. Эго точка, куда стягиваются
все силовые линии картины. Даже те персонажи, которые впрямую не реагируют на
происходящее, все равно выражают свою связь с источником общего волнения.
Предыдущая Следующая