Предыдущая Следующая
— Зачем думать
о пропорциях? — мог спросить косматый предок. — Я о них ничего не знал, а
рисовал так, что через тридцать тысяч лет все смотрят и радуются!..
He будем возражать и указывать, что
в его рисунках тоже есть пропорциональные сочетания. Правда, художник
палеолита отражал признаки самого объекта и дальше этого не шел. Он видел, что
голова у бизона меньше, чем туловище, и рисовал именно так. Он мог изображать
только совершенно очевидные, понятные ему вещи. Ha примитивной ступени развития искусства он вполне
мог обойтись без понимания пропорций как соотношения различных элементов. B конце концов ему не с чем было
компоновать единичное. Компонуется только множество.
Вопрос о
пропорциональных соотношениях возник только тогда, когда мастерам живописи
понадобилось показать взаимодействие объектов реального мира.
Безвестный египетский
мастер, вырезая рельеф на стене Большого Храма в Абу Симбеле, сделал фигуру
Рамзеса II в два раза выше, чем фигуры
поверженных, молящих о пощаде пленников. Рамзес увенчан короной правителя
Верхнего Египта, в левой руке у него «хекет» — крюкообразный скипетр, который
могли держать только бог Осирис и фараоны. B то далекое время эти атрибуты были известны каждому
египтянину, известны они и нам. Тут все ясно. Ho почему фараон такого размера? Художник исказил
реальные пропорции для того, чтобы передать идею силы и власти. Рамзес победил
своих врагов, и его величие было выражено простым сопоставлением величин.
Древнеегипетские
мастера хорошо понимали роль линейных соотношений и часто пользовались этим
приемом. Так, на одной из гробниц в Луксоре изображена группа девушек и среди них
маленькая фигурка прислужницы. Она — рабыня, и художник нашел внешнее выражение
этого обстоятельства.
Ho не следует думать, что больший
размер всегда обозначает значимость образа, а меньший, наоборот, его
незначительность.
Предыдущая Следующая