Предыдущая Следующая
«Proportio» (соотношение, соразмерность) —
так еще в Древнем Риме называли соотношение различных элементов художественного
произведения, а также соотношение элементов и целого.
Попытки найти
закономерности, по которым складывается произведение искусства, делались
давным-давно. Причем поиски шли не от стремления найти теоретические обоснования
и успокоиться, а были рождены желанием помочь практике. Еще в древнем мире
архитекторы и живописцы хотели отыскать универсальное руководство, гарантирующее
успех в их работе. Думая, что это возможно, они настойчиво искали принципы,
которые помогли бы находить гармоничные пропорции.
Античные греки
открыли вариант деления линии на две части так, чтобы целое относилось к
большему отрезу, как этот большой отрезок — к меньшему. Это правило выражается
отношением a:x=x:(a—x), или в числовом обозначении эти
части составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка.
Впервые эта пропорциональность
встречается в «Началах» — труде древнегреческого математика Евклида еще в III веке до нашей эры.
B эпоху Возрождения, в XV— XVI веках, художники, архитекторы и ученые вернулись к
находке античного искусства. Итальянский математик Лука Пачоли посвятил ей
восторженную книгу «Божественная пропорция». Об этом соотношении много писал
немецкий астроном Иоганн Кеплер. A
Леонардо да Винчи назвал его «золотым сечением»,
B середине XIX века немецкий ученый А. Цейзинг
провозгласил «золотое сечение» универсальной пропорцией, якобы характерной и
для совершенных творений природы, и для произведений искусства. Немало
формалистических теорий говорило о «золотом сечении» как о главном законе
творчества. По расчетам «золотого сечения» мастера искусств соотносили линейные
показатели, площади плоскостей, объемы форм, отмеряли части музыкальных
произведений во времени, делили ритмические и звуковые составляющие, вели
монтаж кинофильмов... B действительности, это одна из
систем, которая создает впечатление определенной гармонии, но рядом с ней
существует множество замечательных примеров, когда авторы исходили из других
художественных принципов.
Предыдущая Следующая