Предыдущая Следующая
Советский
искусствовед Г. П. Чахирьян назвал такие изобразительные построения
поликомпозяционными, обозначив этим термином то разнообразие композиционных
схем, которые переходят друг в друга на протяжении съемочного плана. Сложность
операторской работы заключается в том, что, думая об отдельном кинокадре и
выстраивая монокомпозицию для каждого момента съемки, кинооператор должен
следить за тем, чтобы они соединились в единую динамическую композицию,
раскрывающую суть происходящего действия.
Больше
и меньше
Мы не задаем себе
вопрос, почему слон большой, а мышь маленькая. Все, что нас окружает, —
объективная реальность, и именно так мы ее воспринимаем.
A как относиться к творениям художников?
Они создают копии модели, образы людей, вещей, явлений, причем размеры и
соотношения частей произведения зависят только от творческого решения автора.
Иногда изображения фигур и предметов совершенно не соответствуют
действительности. Можно нарисовать мышь, которая будет во много раз больше
стоящего рядом слона. И никто этому не удивится. Мы умеем отличать образ от
реальности.
Наш косматый пращур
прекрасно знал, какого размера настоящий мамонт, но нарисовал его маленьким. И
если бы мы спросили у него, указав на стену пещеры: «А что это такое?» — он не
сказал бы: «Это рисунок, изображающий мамонта». Он ответил бы: «Мамонт», потому
что он уже стал «homo sapiens» — человеком мыслящим и в его
мозгу начинали складываться первые умозаключения. Он изобразил знак и отнесся к
нему как к обозначению реального объекта.
И так как художник
рисовал мамонтов в отрыве от их взаимосвязей друг с другом, в отрыве от среды,
в которой они обитали, ему было все равно, какого они размера. Ho когда художники захотели
отразить характер связей и зависимостей между объектами, встал вопрос: а какими
приемами добиться этого эффекта? Вот тут-то и появилась необходимость в
системе пропорций.
Предыдущая Следующая