Предыдущая Следующая
Кадр 10
Кадр 10, б — пример
более удачного решения этой же темы. Найдена простая композиция с ясно выраженным
центром, четко показана суть происходящего, а кадр, кроме того, удачен по
светотональному рисунку.
Рассматривать
фотографию зритель может не спеша, размышляя над ее содержанием, задумываясь
над оценкой формы. A в кинотеатре он этой возможности
лишен: каждую секунду с экрана идут сигналы, посланные двадцатью четырьмя кадрами,
и каждый несет свою информацию. Реагировать на них приходится немедленно.
Если учесть, что экран одновременно является и источником звука, то понятно,
что задача полноценного восприятия кинофильма — процесс сложный. Именно
поэтому грамотное композиционное решение кадра во многом способствует успеху
авторского замысла, так как оно дает возможность донести до зрителя содержание
и эмоциональную окраску экранного действия.
— Ho вы рассматривали композицию
отдельных кадров, а в кино они так никогда не появляются, — мог упрекнуть нас
пещерный художник. — B кино пленка движется и
композиция не статичная, а живая...
— Совершенно
верно, коллега, — сказали бы мы. — Несмотря на то, что каждый кинокадрик
фиксируется отдельно и его можно рассмотреть на кинопленке, кинокомпозиция не
существует в отрыве от всей монтажной цепи снятых кадров. Поэтому, несмотря
на то, что в основе изобразительного построения кинокадра и живописного
произведения лежат общие принципы, на экране композиция всегда развивается, она
складывается из многих статичных композиций в динамичную структуру, которая
свойственна только кинематографу. И хотя кинооператор учитывает правила,
которые соблюдает фотограф, рассчитывающий на неподвижное изображение, перемещение
объектов съемки и движение кинокамеры вносит в этот процесс дополнительные
проблемы. Кинематографист выстраивает каждый отдельный кадрик, следя за тем,
чтобы эти отдельные композиции слились в динамичную структуру кинокадра,
отражающую реальное движение реальных объектов. B сущности кинокомпозиция кадра — это сумма
композиций, соединенных в единый зрительный ряд.
Предыдущая Следующая