Предыдущая Следующая
Неустойчивая композиция
образуется, когда линии взаимодействия объектов пересекаются под острыми
углами, создавая ощущение динамики и беспокойства. Нередко основой таких
композиций является диагональ. B живописи диагональные построения
используют как способ передать на двухмерном полотне эффект движения и иногда
именуют их «динамическими композициями». B кинематографе есть свои средства передать динамику,
поэтому у художников и кинематографистов этот термин имеет различное
толкование.
Иногда высказывается
мнение, будто композиция кинокадра может сложиться из совершенно случайных,
никак не организованных компонентов, попавших в поле зрения объектива только
потому, что они находились в момент съемки на данных местах. Сторонникам
такого метода можно напомнить слова великого флорентийца Леонардо да Винчи:
«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением
глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противостоящие ему предметы, не
обладая знанием их».
K чему может привести нетребовательность
кинооператора, можно увидеть на примере кадра 10, а. Эта путаная комбинация
возникла благодаря случайному взгляду на объект и неминуемо вызовет
отрицательную реакцию зрителя. Обилие деталей, не организованных масштабно, не
выявленных ни светом, ни оптическими средствами, не акцентирует зрительское
внимание на каком-либо участке картинной плоскости. Здесь нет силовых линий,
связывающих отдельные композиционные компоненты. Автор не уяснил себе и не
дает понять зрителю, кто главное действующее лицо в данной сцене, не дает
конкретных изобразительных сведений о технологии действия. Сюжетный центр
обозначен очень неубедительно и неоправданно сдвинут к нижнему обрезу кадра.
Мало того, вследствие невнимательного отношения к формированию
изобразительного ряда кадр технически несовершенен: в нем явно недостает
резкости изображения.
Предыдущая Следующая