Предыдущая Следующая
Мастера живописи
всегда ощущали сковывающее действие статики. Желая усилить драматизм события,
создать иллюзию широкого пространства и текучести времени, они искали новые,
необычные построения, вводя в них принципы «открытости», направляя линии
взаимодействия за рамки картины. B
качестве примера достаточно сравнить полотна, скомпонованные по взаимно
противоположным образцам.
Картина H. H. Ге, изображающая допрос царевича Алексея
Петровича, типичная закрытая композиция, с исчерпывающей полнотой раскрывающая
представленную коллизию. Многофигурная композиция К. П. Брюллова «Последний
день Помпеи», несмотря на обилие элементов, тоже закрытая композиция. Все
взаимосвязи объектов,
изображенных на ней, решены на замкнутом участке пространства, и тема не
требует выхода за пределы картинной плоскости.
Иные композиционные
принципы в полотнах «Голубые танцовщицы» и «Абсент» французского художника Э.
Дега. Фигуры балерин «режутся» границей изображения, а посетитель кафе
буквально «уперся» взглядом в край картины. Это варианты, совершенно
неприемлемые с точки зрения старых мастеров живописи. B чем суть такого своеобразного отношения к вопросам
композиции?
Ограничивая поле
действия своих героев, автор выводит за раму силовые линии композиции и тем
самым предлагает зрителю вообразить, что произойдет за пределами изображенного.
Он как бы говорит, что в жизни вокруг его моделей происходили события, не
вместившиеся в картину. Тем самым автор как бы предлагает зрителю
почувствовать, что действие ничем не ограничивается ни во времени, ни в
пространстве. Это главное свойство всех открытых композиций.
B искусствоведении есть также
понятия «устойчивых» и «неустойчивых» композиционных конструкций.
Устойчивая композиция
— это такая, у которой основные композиционные линии пересекаются под прямыми
углами в центре картинной плоскости. B
этих случаях главные изобразительные компоненты располагаются в кадровом
пространстве равномерно, создавая впечатление покоя и стабильности. Такой
принцип построения кадра ведет к ясности, четкости всей композиционной
структуры, которая легко воспринимается зрителем.
Предыдущая Следующая